Автомобильные аккумуляторы. Часть 2

Заряд автомобильного аккумулятора

Процесс накопления электрической энергии аккумуляторной батареей называется зарядом АКБ. При накоплении электроэнергия преобразуется в химическую энергию. Процесс заряда АКБВо время работы двигателя происходит автоматическая зарядка аккумуляторной батареи и образовывавшиеся вода с сульфатом свинца превращаются в двуокись свинца, серную кислоту и свободный свинец. В результате химической реакции накапливается энергия, которая впоследствии используется для производства электрического заряда. Во время этой химической реакции показатель плотности электролита возрастает.

Заряд аккумулятора проводят под напряжением, которое необходимо регулировать на соответствующем, оптимальном уровне. Если допустить слишком высокое напряжение, уровень электролита будет быстро снижаться, так как вода начнёт очень быстро разлагаться в результате бурного электролиза. В противном случае, при недостаточном напряжении, аккумуляторная батарея не полностью зарядится. Чем чаще будет производиться неполная зарядка АКБ, тем быстрее закончится срок её полезной эксплуатации, ведь при неполном заряде ухудшаются её стартерные характеристики. Не стоит забывать, что во время заряда батареи образовывается газ, поэтому эти работы относят к категории повышенной взрывоопасности.

Начало автомобильные аккумуляторы (Часть 1)

Разряд аккумуляторной батареи

Обратный процесс — процесс отдачи накопившейся электрической энергии называют разрядом аккумулятора. Происходит преобразование химической энергии в электрическую энергию. Чтобы процесс разряда начался, аккумуляторную батарею необходимо подключить к какому-либо потребителю электротока. Доля серной кислоты, содержащейся в электролите, во время разряда сокращается. Вследствие происходящей химической реакции образовывается вода, и её концентрация в серной кислоте возрастает, снижая плотность электролита в АКБ. Во время разряда аккумулятора и на положительном, и на отрицательном электроде происходит выделение сульфата свинца.

Основные характеристики автомобильных АКБ

1 коэффициент преобразования энергии

Коэффициент электроэнергии (КПЭ-коэффициент преобразования энергии), вырабатываемой автомобильным аккумулятором во время заряда, всегда будет больше аналогичному показателю, отдаваемому при разряде. Такая разница обоснована тем, что дополнительная энергия во время заряда тратиться на нормальное прохождение химических реакций и процессов. Для зарядки аккумуляторной батареи потребуется на 5-10% больше энергии, нежели было использовано на разряд. Это отношение называют коэффициентом преобразования энергии.

2 ёмкость автомобильного аккумулятора

Ёмкость аккумуляторной батареи соответствует величине отдаваемой ним электроэнергии, которую измеряют в Ампер-часах (А*ч). Этот показатель зависит от разрядного тока и температуры внешней среды, при их снижении ёмкость аккумулятора снижается. Номинальной (оптимальной) ёмкостью считается K20. Это значит, что полностью заряженная батарея способна разряжаться в течение 20-ти часов. K20: 20 ч — так рассчитывают величину разрядного тока, при этом напряжение на клеммах не должно быть ниже 10,5 В. Пример: 60 А*ч: 20 ч = 3 А. Что означает: при ёмкости аккумуляторной батареи 60 А*ч величина разрядного тока должна быть 3 А, тогда батарея будет разряжаться 20 часов.

3 пусковой ток (холодной прокрутки ток)

Пусковой ток или ток холодной прокрутки показывает, насколько АКБ способна обеспечить запуск автомобильного двигателя при низких температурах окружающей среды. Номинальное значение этого показателя указывают производители, отталкиваясь от средней температуры –18°C, при которой аккумуляторная батарея должна отдавать свой заряд в течение определённого времени.

4 аккумуляторное напряжение

Под напряжением аккумуляторной батареи подразумевают разность потенциалов, действующих на обоих электродах, которые находятся в электролите. Эта величина не может быть постоянной, она не так зависит от температуры, как от плотности электролита. А номинальное напряжение, наоборот, величина постоянная и для свинцовых аккумуляторов его значение равно 2 В. Номинальное напряжение — произведение показателя номинального напряжения на количество аккумуляторов в батареи. Так как стандартный свинцовый аккумулятор состоит из шести последовательно подключённых батарей, то множитель равняется шести, а номинальное напряжение должно равняться 12 В.

5 напряжение на клеммах

Напряжение на клеммах автомобильного аккумулятора означает напряжение на его полюсных выводах.

6 напряжение при начале газообразования

Напряжение начала образования газа равно напряжению аккумуляторной батареи, при котором начинается процесс интенсивного выделения газа во время заряда. Внимание! Как раз в это время возникает повышенная взрывоопасность, вследствие избыточного выделения водорода. Получается гремучая смесь при напряжении на выводах 2,4 В или на клеммах — 14,4 В.

7 электродвижущая сила

Показатель ЭДС (электродвижущей силы) соответствует напряжению на выводах АКБ, которая отключена от сети и не подключена к токоприёмникам.

Перейти в часть 1 аккумуляторы автомобильные где Вы узнаете: что такое авто АКБ? Его предназначение. устройство авто батареи, электролит для автомобильных аккумуляторов.